Иран
Иранские ковры - лучшие ковры в мире. Не вызывает сомнений,что иранские требования к производству ковров очень строги. Иранские ковры наиболее качественны, декоративны, ценны и, несомненно, превосходны. В большинстве иранских домов мало мебели и утверждение, что иранцы бросают свое богатство на пол, недалеко от истины. Однако, наиболее ценные ковры, конечно, не предназначены для полового покрытия. Древнейшие из дошедших до нас ворсовых ковров найдены в Пазырыке (юго-восточная Сибирь, Алтай). Оформление и качество этих ковров, а они сохранились в превосходном состоянии, показывают, что они принадлежат ахеменидскому периоду. Секрет великолепия персидских ковров заключается в выборе материала, сочетании цветов, красоте дизайна и превосходном качестве изделий. Иногда для изготовления ковров используется шелк, но большинство ковров делается из шерсти. В ковроткачестве повсеместно отдается предпочтение шерсти, срезанной с шеи и живота овцы. Считается, что эта шерсть отличается лучшим качеством и блеском.
Несомненно, существуют определенные региональные отличия, однако в основном технология однотипна. В конце доисламского периода на коврах присутствовали стилизованные изображения животных и человеческих фигур. После арабского вторжения в оформлении некоторых ковров появляются стихи из Корана, в огромном количестве производятся молитвенные коврики. Производство обычных ковров также поставили на индустриальную основу. Ковры высоко ценились и при европейских дворах.
Замечательные ковры, изготовленные до середины XVI века, сохранились в Тебризе. Современные тебризские коврики и ныне являются чудесами ковроткачества. Наиболее роскошные ковры, не имеющие аналогов по качеству превосходного материала и исключительной цветовой гамме, изготавливают в Кашане. Исфаган знаменит своей изобретательностью в насыщении орнаментом композиционной площади ковра. Керманские ковры отличаются изысканной простотой оформления и прочностью материала.
Ткани-гилимы (паласы из хлопка и шерсти с различными узорами) производятся в огромном изобилии и разнообразии. Многие гилимы имеют традиционный народный орнамент и пользуются большим спросом у западных путешественников. Различные сумки из гилимов широко используются женщинами по всему Ирану. Ткачи выделывают привлекательные геометрические узоры по памяти почти такими же методами, как и ткачи гобеленов в Европе, тогда как ковры изготовляются по лекалам. На фабриках изготовляют лекала и ткут изделия только в те цвета, которые предусмотрены требованиями. Нити, плотно прилегая друг к другу, становятся фактически невидимыми. Этот способ изготовления похож на процесс, используемый в изготовлении ковров, когда они уваливаются до тех пор, пока узелки нитей не будут упакованы плотно друг к другу. Сырье для гилимов, в зависимости от качества, обычно состоит и шерсти, хлопка и красок. Как и в случае с валяными коврами, шерсть лучших овец ценится больше, чем шерсть мериносов, которая чаще всего используется для иготовления одежды. Лучшее качество у гилимов с большим количеством шерсти. Гилимы (паласы и ткани) ткутся по всему Ирану, особенно в районах Фарса, Керманшаха, Курдистана, Азербайджана и Хорасана. Ткачество в этих провинциях является древнейшим народным промыслом.
Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. С недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Шерсть окрашивают естественными красителями (в каждой провинции существуют свои методы окрашивания). После этой операции шерсть промывают в чистой воде и развешивают для сушки. Красители получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, из кошенили, прокисшего молока. Для крашения используются также минеральные и химические вещества в сочетании с каустической содой, лимонной кислотой и др., необходимыми для того чтобы закрепить краску и предотвратить ее от вымывания и стирания. Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается и поступает к оператору, который в соответствии с ним ткет ковер. В Иране существуют два метода ковроткачества: турецкий и персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу завязывают внутренние узелки вручную. Ковры, изготовленные по турецкому методу, прочнее по текстуре. Это зависит от способа завязывания узлов, который отличается от персидского. У персидского ковра ровная поверхность изнанки благодаря своеобразному способу завязывания узлов. Станок представляет собой деревянную раму, на которую между верхней и нижней перекладиной натягивают полотно. Оно состоит из продольных нитей, расположенных близко друг к другу (качество ковра зависит, кроме прочего, и от плотности расположения и толщины нитей). На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная поперечная нитка (чаще всего хлопчатобумажная) для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции: стрижка ворса. Он должен быть пострижен по всей длине до толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс. От плотности узлов зависит четкость рисунка. Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Если вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.

- консультация по туру